Его Святейшество Далай-лама давал учения в Риге в октябре 2016 г. Я была слушателем в зале и была впечатлена не столько тем, о чем рассказывал Его Святейшество, сколько его персоной — столько любви, принятия, умиротворения исходило от него, что мне сложно передать это словами.
В этой статье я расскажу о том, о чем он говорил — о философии буддизма, о его призыве к любви и состраданию.
Я конспектировала за переводчиком, и здесь фразы я менять не стала, в надежде, что так я смогу передать энергетику его речи.
Буддизм и другие религии
Человечество едино и мы все одинаковые. Но религии все разные. Есть религии, которые принимают наличие Атман (Я, душа), но буддизм отрицает это.
Учение Будды основано на бессамостности.
Но у всех религий и философских школ есть одно общее послание — сострадание и любовь.
При этом, теистические религии утверждают, что все что есть во Вселенной — создано Богом-Творцом. Природа его — безграничная любовь и сострадание и мы все — творение этого Бога. Жизнь сотворена Богом. Люди думают что Бог — их отец.
С другой стороны, нетеистические направления, такие как буддизм и джеинизм, отличаются тем, что здесь нет веры в Бога-Творца, но есть вера в прошлые и будущие рождения. Сначала было творение, а затем — воплощения, карма, чтобы собрать плоды, понять закон причины и следствия, поэтому нужно избегать негативных действий. Здесь упор также делается на сострадании и любви.
Будда означает ”просветленный”
Мы способны достичь состояния Будды, потому что у нас есть базовое состояние ума — пустотность, поэтому мы можем преодолеть все ”загрязнения” ума.
Будда провёл 6 лет в аскезе, сосредоточивал сознание, затем явился под деревом Бодхи. Он сказал: ”Я открыл учение подобное нектару», но поскольку все религии того времени верили в наличие Атман, они не признавали бессамостность, которой учил Будда.
Позднее он преподал 4 благородные истины и 16 их характеристик: 2 первых — Закон причинности, сансара, 2 последние — Прекращение пути. Их характеристики — страдание, непостоянство, пустота и бессамостность.
Махаяна — учение Будды
Внешние объекты не существуют сами по себе, их воспринимает субъект. Например, голубой объект должен быть также воспринят сознанием субъекта как голубой. Если сознание субъекта не воспринимает объект как голубой, то он не голубой.
Что это означает — не существует вообще внешних объектов? Объяснения квантовой физики похожи на воззрения буддизма.
Буддизм утверждает также что все существует на относительном уровне и не существует на абсолютном. Никакие явления не являются истинными по своей природе, это истина для нашего ума.
Не существует формы, звуков, запахов и ничего, что было бы истиной. Не существует истины по своей собственной природе, но только на относительном уровне. Таким образом проявляется основа для пустотности. Путь — основа и результат.
Источник достоверного знания
Самая главная мудрость буддизма — бодхичитты — это мудрость, постигающая пустоту, и мудрость, постигающая бессамостность.
Также необходимо практиковать уравнивание себя и других, нецепляние за собственную ценность. Когда мы заботимся о других, мы становимся счастливыми.
Когда у нас возникает гнев, то объект гнева кажется нам непривлекательным, но на самом деле объект создаётся нашим собственным умом, наши неправильные мысли являются причиной проявления гнева и тд. Нам кажутся эти объекты истинно существующими, но на самом деле это не так. Когда у нас появляется понимание, что внешние объекты на самом деле не такие, какими они нам кажутся, то уходит причина гнева. Поэтому необходимо развивать воззрение, развивающее бессамостность.
Буддизм отличается этим учением о бессамостности. И это не просто учение, но мы должны применять это на практике. Счастье в уме помогает создать счастье во вне. Уже в этой жизни, а не в следующей.
Физическая гигиена должна быть вместе с эмоциональной гигиеной. Какие мысли путают наш ум, что возбуждает эту запутанность? Нужно найти эти мысли и усиливать противоположные им мысли.
Например, в случае с гневом — исследовать из каких неправильных мыслей возникает этот гнев. Они возникают от незнания истинного положения вещей. Гнев возникает из-за какого-то объекта. Но если мы посмотрим со всех сторон на этот объект, то он не будет таким, каким мы увидели его вначале и испытали гнев.
Достоверное познание
Достоверное познание — это такое познание-постижение, которое сообразно с реальностью, оно соответствует постижению объекта. Нужно понимать реальное положение вещей, а иначе невозможно достичь результата, поэтому нужно понимать конкретные причины, которые приведут к конкретному результату, а иначе не будет ожидаемого эффекта от действий.
Результаты могут быть прямыми и косвенными, т к есть дополнительные факторы, между причинами и результатами. Если хотим получить результат, нужно работать на стадии понимания причин.
Поэтому, правильное образование очень важно. Счастье и радость также приобретается с помощью образования.
Достоверное познание — это такое осознание, которое воспринимает объект правильно, точно.
Буддизм отрицает наличие неизменного Творца
Причина не является неизменной, поэтому нет неизменного Творца (причины).
Вселенная не однородная, галактики возникают или исчезают. Внешний сосуд вселенной возникает из 5 элементов — земля, вода, воздух, огонь и сознание.
Рождение и смерть человека похожи, но добавляется один элемент — сознание. Это сознание можно описать как внутреннее пространство.
Есть люди которые помнят свои прошлые жизни (дети). В малом возрасте дети помнят, но потом забывают. Есть объяснение — дети растут и развиваются, но потом опора нашего сознания растёт и предыдущие воспоминания становятся более слабыми.
Когда человек выходит из более грубого сознания в более тонкие, то может вспомнить свои прошлые жизни. Например, после трехчасовой медитации можно вспомнить свою прошлую жизнь.
Ученые не допускают до сих пор что есть сознание, кроме мозга. И что после смерти есть какая-то деятельность.
Неудобство в теле мы испытываем и на ментальном уровне, но когда с телом все в порядке, но есть беспокойства ментальные, то возникают неудобства и в теле. Причиной сознания является предыдущий момент сознания.
Ментальное сознание сложнее понять, оно не как зрение или другие органы чувств, оно порождается не из тела.
Это как надежный проводник, тот на кого мы опираемся, но не тот кто являет чудеса, но тот который говорит, что нам принять, а что нам отбросить.
Причина сознания
Причиной сознания является предыдущий момент сознания.
Наш ум постоянно меняется и для этого есть причина. Сознание подвержено изменениям, оно непостоянно. Причины могут быть:
- субстанциональные (например, для цветка это семя)
- сопутствующие условия (земля, вода и тд)
Причина исходит к Большому взрыву, но что существовало до Большого Взрыва?Мельчайшие частицы пространства. Отправная точка этих частиц не может быть обнаружена, мы не можем найти изначальную точку существования всего. Основополагающей причиной сознания не может быть материя, а только сознание, так как внешние материальные вещи возникают из своих собственных гомогенных причин.
То, что не является сознанием, не может является причиной сознания, это может быть только то, что подобно сознанию.
Это не может быть материя. Материя не может быть причиной сознания, только сознание может быть причиной сознания.
Когда мы прослеживаем поток нашего сознания, доходим до того, что были прошлые жизни.
Грубое и тонкое сознание
У высокого уровня сознания нет начала или конца. Грубое сознание связано с работой мозга, но на тонких уровнях поток сознания не прекращается, оно достигает сознания Будды. Самые тонкие потоки сознания — они безначальны и бесконечны.
По аналогии с обучением в школе и затем в университете — мы сохраняем приобретённые знания из школы, нам не нужно опять их приобретать. Так можно увеличить качества ума до бесконечности.
Негативные эмоции и привязанности (”омрачения») конечны, так как они опираются на тело и неведение. Они связаны с неведением. Возникает грубое цепляние за Я-личности. Более тонкие омрачения связаны с более тонкими неведениями.
Есть, например, омраченное сострадание, любовь, вера, однако в своей природе это другие состояния, то есть когда есть цепляние за существование.
Только неомраченные качества сознания можно увеличивать до бесконечности. Здесь огромная разница между двумя видами сознания.
Все загрязнения являются случайными, а достоинства сознания — естественными. Если есть сильное противоядие то можно очиститься от них. Любовь и сострадание, вера и тд, те которые не опираются на неведение — эти качества можно увеличивать до бесконечности.
Мудрость, которая постигает бессамостность, может полностью и безвозвратно устранить омрачение.
Нужно избавиться от цепляния за постоянство, любовь, счастье и тд, т к эти вещи непостоянны, в них есть аспект непостоянства.
Природа страданий — это есть сансарические совокупности, они созданы кармой и омрачениями, и с биологической точки зрения мы говорим о проявлении привязанностей и тд. Это и есть сансара, омрачение.
Цепляние за собственную важность появляется сразу же при зачатии. После зачатия возникает привязанность и неприятие неприятного.
Причина страданий, откуда они возникают
Никто не желает страданий, но мы их испытываем. Мы сами создаём страдания, из-за неведения.
Большинство людей стремится лишь к временным благам. Поэтому необходимо изменить наше образование, чтобы обучать состояниям сознания. Любовь и сострадание — вот чему нужно обучать.
Что переходит из жизни в жизнь
Ментальное сознание переходит из жизни в жизнь, его наиболее тонкая часть, а не чувствующее восприятие, не органы чувств.
Результат присутствует уже в причине
И поэтому все изменяется каждый момент, все непостоянно. Все непостоянно, и страдания и Будда, и все.
Если есть причина, то это находится под влиянием этой причины.
Когда что-то рождается, то оно уже сразу начинает стареть и умирать.
Мы накапливаем карму из-за неведения, и поэтому испытываем страдания.
Неведение происходит от омрачений.
Атман (душа) — является чем-то единичным. Он также меняется и разрушается.
Будда же говорил о пустотности и бессамостности от независимого существования.
Освобождение
Страдания можно прекратить, они непостоянны, им есть ”противоядия”. Например, горячее можно прекратить с помощью чего-то холодного, так и неведение можно прекратить через правильное восприятие.
Постижение пустотности — это и есть мудрость, которая устраняет неведение.
Здесь есть 4 аспекта:
- прекращение (нужно найти противоядие, иначе не будет устранения и проявить усердие)
- умиротворение (то что мы прекращаем оно не просто исчезает, но у нас появляется умиротворение, наше неправильное восприятие уменьшается и мы испытываем особенное и непривычное доселе для нас умиротворение, оно привносится своего рода великолепие — то чего не было прежде)
- эти 2 фактора ведут к тому что мы обретаем свободу от неблагоприятного фактора, он уже не появляется, и это освобождение. Надо познать страдание, и когда мы стремимся освободиться от страдания — понять через что мы испытываем страдания и найти соответствующее противоядие.
Нужно найти метод устранения причины, тогда мы достигнем освобождения. Все имеет свойство прекращения.
Истинный путь — это путь ведущий к освобождению
Постижение мудрости, так как вера и доброта не дают постижения мудрости, поэтому нужна отдельная практика. Чтобы перейти выше, мы переходим в состояние медитации, увеличиваем постижение с помощью мудрости. Постижение — это постижение с помощью мудрости, которую мы обретаем посредством медитации.
Сознание постигает объект таким какой он есть, но привязанность или неприятие искажает восприятие объекта. Любовь и т п не искореняет зла полностью, так как не меняет способ восприятия.
Кто-нибудь видел Я?
Когда нет сознания, воспринимающего бессамостность, то появляется привязанность к тому что моё, принадлежит мне. Привязанность к Я удерживает людей в Сансаре.
Чтобы избавиться от привязанности или омрачений, нужно понять что объект этих омрачений не существует так, как нам это кажется. Нужно избавиться от неправильного восприятия этих объектов.
Вещи не рождаются и не умирают. Это лишь наименование, нет существования.
Но это не означает что они вовсе не существуют. Они существуют на уровне ярлыков, или наименований. Вещи лишены независимого субстанционального существования
Страдания связаны с тем что мы цепляемся за ярлыки, но страдание рождает карму а карма — это неправильные мысли.
Что такое пустотность
Если бы ”пустотность» и ”ничто” были одно и то же, то не было бы учения Будды о пустоте
Будда не был Буддой с самого начала, но он стал Буддой, когда он прошёл процесс трансформации и преобразования.
Все эмоции имеют свои противоядия и поэтому не могут оставаться вечно — холод и жара при усилении убирают другое, они не могут существовать вместе, или свет и тьма рассеивают друг друга. То состояние, у которых есть один объект восприятия, не могут восприниматься в одно и то же время.
Ясный свет ума: когда в нас проявляется привязанность, гнев, неведение, то мы страдаем, но они не могут проявляться постоянно. Природа ясного света ума — это природа нашего ума как таковая, поэтому через них проявляются благие деяния. Мы по природе обладаем природой Будды, у нас есть потенциал.
Как нам использовать грубый ум для постижения пустоты? Ведь только ясный свет ума постигает пустоту. Пустота есть высшее проявление ума.
Ответ — единение блаженства и пустоты.
Базовая природа нашего ума — это способность к осознанию и оно светоносно, эти качества никогда не умирают и не исчезают, поэтому у нас ест потенциал для обретения качеств Будды.
Пустота ума живых существ
Пустотная природа Будды и пустотная природа живого существа — они едины, если существо погружено в постижение пустоты, то пустота погружается в пустоту всех вещей. Но если есть загрязнения ума, тогда нужны противоядия. Если вы хотите достичь пробуждения, то помните, что корень этого — сострадание.
Постижение пустоты предшествует постижению состояния Будды.
Форма вещей — она не такая, как нам представляется. У вещей нет своего собственного существа, единственный способ их существования — на уровне обозначений и ярлыков. Поэтому бессамостность — это основа для наложения ярлыка «личность» или «явление»
Я не существует в теле и не даже в мозге, душа или Я не находится в теле или уме.
Некоторые говорят что Я есть в сознании, но сознание есть чувственное и ментальное, но Я там нет (согласно буддизму).
Я — это нейтральное состояние ума (не позитивное и не негативное, а нейтральное).
Сознание — это поток, при этом прошлые состояния ума уже ушли, а будущие еще пока не проявились, нынешний момент тоже наполовину уже прошел, а наполовину еще не наступил. Нет объективного существования ни у материи, ни у ума, ни у сознания. Поэтому Я не возможно обнаружить.
Нам кажется что Я существует в сердце, но его там нет.
Я — не существует нигде. Нет ничего, что вы могли бы назвать своим Я.
Я не существует так как оно нам представляется.
Поэтому наше привычное мышление, привычное восприятие нельзя никак обосновать. Я существую, но лишь на уровне обозначений и ярлыков. Я существует совсем не так, как нам это представляется. Когда мы это понимаем, то мы перестаём цепляться за свое существование и понимаем что другие существа важнее чем я.
Я не едино с совокупностью и не отдельно от совокупности, такой анализ помогает прийти к выводу, что условное Я существует лишь с опорой на обозначения, тогда мы способны постичь пустоту.
Практика бодхичитты
Мы все обладаем природой Будды, но обладаем также и неведением. Неведение — это искаженный взгляд на вещи.
Постижение пустоты поможет победить все отрицательные эмоции в нас.
С опорой на постижение пустоты мы продвигаемся в своем развитии, но нам нужна и забота о других существах.От себялюбия нам нет ни малейшей пользы. Других людей больше, чем Я. Если думать только о себе, то вы останетесь одиноки.
Забота о других может быть и целью, и смыслом жизни. Любовь помогает стать счастливее, одинокие люди не могут быть счастливы. Нужно заботиться о других превыше себя самого.
Страдания начинаются, когда человек эгоцентричен.
Нужно других считать выше себя, как делали другие ламы, нужно думать не только о себе, но хотеть принести пользу другим или хотя бы не причинять другим вреда.
Сейчас у нас полно проблем и мы не способны достигать своих целей — поэтому нужно отбросить эгоцентризм, заботиться о других (это бодхичитта, или альтруистический настрой). С помощью бодхичитты легко переродиться в высоких мирах.
Практика постижения пустоты и практика бодхичитты — это две основные практики в буддизме.
О том, что говорит Далай-лама о реинкарнации, читайте в статье «Далай-лама о реинкарнации».