«Следует ли изучать прошлые жизни, если мы их не помним от рождения?» — вопрос Далай-ламе от руководителя Института Реинкарнационики Мариса Дрешманиса в Риге, 2014 год. На что Далай-лама ответил:
«…Что касается реинкарнации, то те люди, которые проходят определенную духовную тренировку, у них повышаются способности к воспоминанию, они способны помнить существование прошлых жизней. Это мы уже обращаемся к более тонким, более глубоким пластам сознания — более поверхностные пласты сознания на это не способны. Когда мы обращаемся к более глубинным пластам сознания, появляются воспоминания из прошлой жизни. Если мы дальше оттачиваем свое сознание, то у нас возникают способности предвидеть события, которые будут в будущем…»
Подробнее — смотрите в видео ниже.
Текстовая расшифровка ответа Его Святейшества Далай-ламы дана под видео.
Прошлые жизни уже прошли
Прошлые жизни уже прошли. Хорошие это были жизни или плохие — они уже ушли. Как вчера, например, вчерашний день — он уже прошел. Что важно, так это день завтрашний, следующий год, следующий век. Следующая жизнь — куда важнее, чем жизнь прошлая.
Поток сознания — это и есть основа для проявления нашего Я
Основные буддийские школы говорят, что у Я нет конца. Поскольку Я — это обозначение, наложенное на психофизические совокупности, то когда мы ищем ответ на вопрос: «Есть ли начало у этого Я?» и «Есть ли конец у этого Я?» нам нужно исследовать поток Сознания, потому что поток сознания — это длительность ума, это и есть основа для проявления нашего Я. Поэтому, когда мы исследуем, есть ли начало и конец у Я, нам нужно исследовать поток сознания. Это основа.
Мы можем взять любое явление, которое меняется от одного момента к следующему. Мы, конечно, не можем видеть эти ежемгновенные изменения. Невооруженным глазом мы не способны это видеть, но конечно через несколько дней мы увидим, что эти цветы завянут, но это увядание цветов возможно только потому, что были ежемоментные изменения, то есть изменения, которые проявляются в течении недели, они опираются на те изменения, которые проходили на протяжении дней, на протяжении часов, на протяжении минут.
Задействуйте свои аналитические способности и тогда вы увидите, что эти вещи меняются. Мы это видим.
В конечном итоге, все меняется и умирает. Этому прекращению, этой смерти предшествуют ежемоментные изменения. Мы можем взять микроскоп и посмотреть на то, что происходит. На атомном уровне там все время движение. Это сейчас уже доказано научно — ежемоментные изменения.
Наш ум также меняется от одного момента к следующему. Все, что меняется от одного момента к следующему, эти изменения происходят не из-за какой-то третьей причины. Но сама та причина, которая вызывает эти изменения к жизни, она ведет уже и к их исчезновению.
Два вида причин — субстанциональная и сопутствующая
Есть два вида причин: субстанциональная причина и сопутствующая причина. Субстанциональная причина — это такая причина, которая в конечном итоге трансформируется в результат. Например, субстанциональная причина для проявления цветка — это семечко. Семечко (это на очень тонком уровне) состоит из крошечных частиц. Эти частицы, которые присутствовали в семени, они затем перешли в цветок. Это субстанциональная причина цветка. А вода, тепло — это сопутствующие условия, а не основополагающие или субстанциональная причина.
Для материи субстанциональной причиной будет материя, а для ума — ум, способность познавать, способность воспринимать. Только то, что способно воспринимать, может быть причиной для проявления ума. Если сейчас в нас есть сознание, обладающее способностью познавать, у него должна была быть какая-то предшествующая ему причина.
В ребенке сразу после зачатия во чреве матери уже присутствует сознание. Очень тонкий уровень сознания уже находится там. Потом постепенно происходит физический рост, развитие, зародыш развивается, формируются органы. По началу чувственное восприятие еще не столь развито, но сознание уже есть. Это должно служить продолжением предшествующего сознания. Это основная причина, которая объясняет, что у сознания должна быть предшествующая причина.
Наше тело, те частицы, из которых состоит наше тело, обладают причиной. И эта причина, эти мельчайшие частицы должны были уже присутствовать уже во времена Большого Взрыва. И у материи так же нет начала. Большой Взрыв произошел 12-13 млрд лет тому назад, и уже тогда была субстанциональная причина, которая сейчас привела к возникновению нашего тела. Но эти частицы должны были существовать и до Большого Взрыва. Если был Взрыв, то должна была быть и причина для его возникновения уже тогда.
Сознание сегодня — это продолжение сознания, которое было у нас в прошлой жизни
Итак, сознание, которое есть у нас сегодня — это продолжение сознания, которое было у нас в прошлой жизни. И в следующей жизни это сознание продолжит свой путь. Если только не допустить существования какой-то очень мощной причины, которая может положить конец сознанию. Если же такой противоборствующей причины нет, то сознание продолжит свое существование.
Например, если мы возьмем гнев, то ему противостоит терпение. Сознание не обладает природой гнева. И поэтому гнев можно устранить из сознания. Но само по себе сознание — у него нет противоборствующего фактора, который бы привел к его остановке, к его прекращению.
Когда вот так анализируешь, гораздо легче принять безначальный и бесконечный поток сознания.
Духовная тренировка помогает вспомнить прошлые жизни
Что касается реинкарнации, то те люди, которые проходят определенную духовную тренировку, у них повышаются способности к воспоминанию, они способны помнить существование прошлых жизней. Это мы уже обращаемся к более тонким, более глубоким пластам сознания — более поверхностные пласты сознания на это не способны.
Когда мы обращаемся к нашим глубинным пластам сознания, появляются воспоминания из прошлой жизни. Если мы дальше оттачиваем свое сознание, то у нас возникают способности предвидеть события, которые будут в будущем.
Поэтому не сильно заботьтесь о прошлых жизнях. Они уже прошли. Думайте о будущем. Будущее зависит от настоящего. Настоящая жизнь куда важнее. Ваша нынешняя настоящая жизнь — это нынешнее десятилетие. Нынешнее десятилетие мы можем затем ужать и свести к этому году, этому месяцу, к этому дню. То есть каждый день мы должны вести жизнь, исполненную смысла — если так поступать, то можно гарантировать для себя хорошую следующую жизнь.
О том, что говорит Далай-лама на своих учениях об основах буддизма, читайте в статье «Далай-лама: учения в Риге в октябре 2016».